Оптимистами не рождаются? - 22 Февраля 2011 - ООО Компания "АТО"
Гладкий Олег Борисович - Ваш консультант
Четверг, 30.03.2017, 14:44
Меню сайта
ИНТЕРЕСНЫЕ НОВОСТИ
Газобетон [16]
Керамический кирпич [86]
Силикатный кирпич [5]
Положение дел в строительной отрасли [139]
Утеплители [11]
Гиперпресованный кирпич [2]
ВАКАНСИИ В СТРОИТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ [17]
События зарубежом [52]
Цемент [19]
Наш опрос
Какому стеновому материалу Вы отдадите предпочтение при строительстве собственного дома
Всего ответов: 141
Статистика
Rambler top100
Форма входа
E-mail:
Пароль:
Реклама
Главная » 2011 » Февраль » 22 » Оптимистами не рождаются?
23:48
Оптимистами не рождаются?
В одной семье были два ребенка – братья-близнецы Спиридон и Филимон. Они были похожи как две капли воды – во всем, кроме характера. Спиридон радовался всему происходящему, а у Филимона те же самые события вызывали грусть и печаль. Родители часто старались развеселить Филимона, а Спиридона заставить быть объективнее и не видеть жизнь только в розовом свете...



Готовя подарки на 10-летие близнецов, родители решили предпринять кардинальные шаги в этом направлении. Поэтому в ночь перед днем рождения у кровати Филимона появилась чудесная расписная деревянная лошадка, а у кровати Спиридона …кучка конского навоза. Родители с нетерпением ожидали пробуждения именинников за дверью. Наконец близнецы заворочались в своих кроватях, и раздался голос Филимона: « Лошадка. У-у-у-у, деревянная…». Он чуть не плакал. Расстроенные родители с тревогой ожидали реакции Спиридона. И он не заставил себя ждать: «А у меня живая!!! – раздался его восторженный голос – Только она убежала погулять!».



В общем, родителям близнецов миссия изменения характера детей давалась плохо. Как, впрочем, и многим другим родителям, воспитателям, наставникам, руководителям. Непростая это задача. Что же делать? И вообще, нужно ли заниматься подобными изменениями - особенно в контексте бизнес-тренинга, метода конкретного и прагматичного.



В 1905 году один из самых объективно мыслящих ученых Уильям Джемс показал, что смена психологической установки влияет на реальность, в которой живет человек.



В 1973 психологическая установка, представление, отношение, мотивация дополнили привычные ЗУН (знания, умения, навыки) в понятии компетенции (по МакКлеланду). (McClelland, D.C. (1973). Testing for competence rather than for intelligence. American Psychologist, 28, 1-14.)



В 2009 даже ярые противники аудиторного обучения, убедительно доказывающие, что знания прекрасно передаются различными дистанционными форматами, а умения эффективно формируются на рабочем месте, признавали, что в формировании представлений тренинг наиболее эффективен.



Так что, вопрос с необходимостью формирования профессионально важных качеств и представлений можно считать решенным положительно.



Самым востребованным представлением в последний год было позитивное мышление. Оно обогнало по популярности клиенториентированность и даже лояльность. В этой статье будут рассмотрены инструменты, помогающие формированию позитивного мышления и, как следствие, позитивной реальности. Эти инструменты рассматриваются в контексте тренинга – как сформировать у участников позитивную установку, научить их позитивно мыслить и действовать. Однако их можно использовать и в иных ситуациях.



Из чего складывается позитивное мышление? Вспомните известные анекдоты, афоризмы, метафоры:
Оптимист чувствует запах коньяка, раздавив клопа, а пессимист говорит, что пахнет клопами, пробуя коньяк.
Оптимист считает, что мы живем в лучшем из миров, а пессимист опасается, что так оно и есть.
Пессимист – это человек, который сжигает мосты перед собой.
Пессимист думает, что весь мир против него и его ожидания сбываются.
Наполовину заполненный водой стакан один человек воспринимает как наполовину пустой, а другой как наполовину полный.



В этих высказываниях есть и мысли и убеждения и ощущения. Чтобы структурировать их, увидеть объемную картину, воспользуемся схемой Макклелланда и разберем составляющие успешной деятельности как аспекты формирования позитивного мышления.
EQ – эмоциональная компетентность. Ее развитие, приемы формирования настроения, установки помогают создать и поддерживать позитивное отношение и настрой.
IQ – интеллектуальная компетентность. Ее развитие и специальные методы анализа, принятия решений обеспечиваю умение позитивно мыслить.
PQ – практическая компетентность. Ее развитие и приемы позитивного влияния дают возможность направить в позитивное русло собственные действия и позитивно действия других людей.



Как создать у себя и у других позитивный настрой



Переходя к вопросу о формировании на тренинге (или самостоятельно) позитивного настроя стоит учесть важный фактор: отношения, представления, эмоции не формируются прямым указанием, а могут возникать только как побочный продукт работы над целью. Это исследованная и доказанная психологическая закономерность, ее легко проверить самим – попробуйте прямо сейчас испытать радость, или грусть. Получилось? А теперь выберите что-то, что вам не нравится, и попробуйте позитивно отнестись к этому. Просто скажите себе – «на самом деле это хорошо». Получилось? Скорее всего, нет.

Чтобы возникло либо изменилось отношение, возник позитивный настрой, на тренинге используются специальные техники. Их цель – сделать работу над позитивным отношением косвенной, настрой должен возникнуть в ходе решения задач, на которых будет сосредоточено внимание участников. И задача тренера здесь – организовать инсайты, озарения, переживания.



1. Аналитические техники



Баланс.

Делим лист на 2 части, в левой колонке пишем все минусы рассматриваемой ситуации, в правой – все ее плюсы. Этим приемом мы часто пользуемся в том или ином виде, чаще мысленно. Письменно он действует сильнее, причем именно в таком виде – минусы слева, плюсы справа. Это обусловлено тем, что в нашем сознании, а точнее, в подсознании, прошлое зрительно расположено слева, а будущее – справа. Располагая минусы слева, мы подсознательно фиксируем, оставляем их в прошлом. А плюсы справа ориентируют нас на позитивное будущее. Почему такой простой прием действует? Дело в том, что негативные эмоции в принципе сильнее позитивных, поэтому даже минимальное количество негативных событий субъективно воспринимается как преобладающее. «Все ужасно» - кажется нам. Создав на листе более-менее объективную картину происходящего, мы доводим до своего сознания, что на самом деле все совсем не так. На групповом тренинге такую работу удобно делать на листах флипчарта, при индивидуальной работе – на листах А4.



Хорошо-плохо.

Это упражнение можно проводить и как специальную тренировку гибкости восприятия и просто как разминку. Тренер начинает упражнение любым высказыванием, сопровождая его оценкой и обоснованием оценки. Например, «Сегодня хорошая погода. И это хорошо, потому что у всех приподнятое настроение». Следующий по кругу участник берет предыдущее обоснование в качестве основной фразы и дает ему противоположную оценку, в свою очередь обосновывая ее: «У всех приподнятое настроение, и это плохо, потому что отвлекает от работы». «Отвлекает от работы – и это хорошо, потому что …» - продолжает следующий, и так до конца круга. Получив последнее сообщение, тренер тоже переформулирует его и завершает упражнение. В обсуждении можно зафиксировать неоднозначность наших оценок, умение найти позитив.



«Оттолкнуться от дна»

Что делает тонущий человек? Изо всех сил пытается выгрести на поверхность. Он задыхается, бьет по воде руками, барахтается, кричит, теряя последние силы и запас воздуха. Причем степень паники тонущего человека мало зависит от объективной ситуации – тонущий в подмосковной речке паникует точно также, как и потерпевший крушение посреди океана. А вот методы спасения могут быть совершенно разными.

Если под человеком десятки метров воды, у него нет другого выхода, кроме как пытаться держаться на поверхности. Скорее всего, ему нужна помощь, чтобы спастись. Но если до дна 2-3 метра, то лучшее, что он может сделать, задержать дыхание и уйти вниз. Достав ногами до дна, нужно оттолкнуться и, используя инерцию этого толчка, выйти на поверхность. Подобная ситуация происходит и в сознании человека, когда его одолевают негативные переживания. Если глубина его горя велика, то попытка «достигнуть дна» может кончиться трагически. Однако в большинстве конкретных ситуаций – дно совсем близко, мы просто боимся уйти с поверхности и отчаянно барахтаемся, воображая под собой неведомые глубины собственных переживаний. Как оттолкнуться? Додумать до конца ответ на вопрос «что самое плохое, что может произойти в этой ситуации?» Например, человек панически боится потерять работу. Эта техника поможет ему увидеть «дно» этой ситуации. Это может быть другая - тяжелая, нелюбимая, неприятная - работа; смена квартиры на худшую, переезд в другой город и т.д. Как правило, оказывается, что ни одно из этих последствий не смертельно и не заслуживает того отчаяния, которое испытывает человек первоначально. Особенно, если сравнить их с возможными последствиями самих переживаний, которые могут привести к инсульту, инфаркту, потере здоровья, инвалидности, развалу семьи, авариям и другим, страшным и весьма вероятным следствиям паники и стресса.



2. Ассоциативные техники



Письмо юбиляру

«Где-нибудь на остановке конечной скажем спасибо и этой судьбе» - пел Окуджава. Глубочайший смысл этих строк лежит в основе техник, позволяющих посмотреть вперед и оттуда, с этой будущей конечной остановки, увидеть сегодняшний день в ином свете. «Эпитафия», вопросы «что ты вспомнишь, умирая» - сильнейшие техники, меняющие отношение человека к жизни. «Письмо юбиляру» - одна из таких техник, причем, самых позитивных - она дает возможность не только «сказать спасибо», но и исправить, доделать, изменить. Потому что юбилей – не самая конечная остановка. Выполнение ее достаточно просто по форме: участники представляют свой х-летний юбилей и пишут воображаемое письмо: «дорогой юбиляр! Мы поздравляем тебя. Сегодня ты – известный специалист, тебя ценят за знания и отзывчивость. Ты воспитал целое поколение последователей ….». Каждый участник вкладывает в пожелания и описание заслуг то, что важно именно для него. Такая работа может использоваться как основа для планирования, развития личной эффективности и имиджа.



Притчи, метафоры

Иносказательно информация легче проникает в сознание. Поэтому так эффективны притчи и метафоры. Еще в детстве мы понимаем, как важно не сдаваться, услышав сказку про лягушат, упавших в банку со сливками. Помните? Один лягушонок сдался и утонул, а второй продолжал бороться – в результате его усилий сливки превратились в масло, и он с легкостью выбрался. Это, видимо, придало ему еще больше уверенности – после он неоднократно выбирался из самых различных ситуаций. Например, однажды он застрял в колее. Никто не верил в его спасение, друзья, плача, ушли домой. Но, когда они утром пришли, чтобы забрать его бездыханное тело, он был жив, здоров и свободен. «Как?» - изумились они. «Очень просто, - как всегда жизнерадостно ответил он, - появился грузовик, и … я должен был выбраться». Тематически удачно подобранные метафоры исключительно эффективно влияют на представления участников. При этом они иллюстрируют и украшают текст, привлекают внимание, создают настроение. При этом следует быть осторожным, поскольку неточная метафора и неполное ее понимание, различные культурные пласты говорящего и слушающего – могут значительно исказить суть высказывания и закрепить его в сознании именно в таком виде.



3. Эмоциональные техники



Фиксация позитивных воспоминаний

Зачастую простая утренняя разминка «вспомнить хорошее» за 2-3 минуты наполняет тренинговую комнату улыбками и энергией. Проводится она просто: участникам предлагается вспомнить приятное мгновение (что-то, что вызвало у них радость, позитивные эмоции), которое было у них в последнее время (лучше взять небольшой промежуток – утро, вчерашний вечер) и рассказать о нем группе.



Проекции

Рисунки, коллажи, фотографии – любые видимые результаты действий, которые сами по себе сопровождались позитивными эмоциями (шутками, интеллектуальными творческими переживаниями) – можно закрепить на стенах. Просто своим присутствием они будут создавать эмоциональное поле.



Как научиться мыслить позитивно



1. Позитивная формулировка цели

Бежать от болезни – совсем не то же самое, что стремиться к здоровью. Позитивная формулировка цели означает то, к чему вы хотите прийти (например, хочу сформировать дружный рабочий коллектив). В отличие от негативной, показывающей, от чего вы хотите уйти (хочу прекратить конфликты в коллективе). Почему это важно? Потому что, достигнув негативно сформулированной цели, вы можете оказаться в очень странном месте и долго, с большим трудом выбираться оттуда. Например, прекратить конфликты проще всего, уволив конфликтующих. А потом решать новую проблему – кто же теперь будет работать.



2. Навыки креативности

Креативность как качество позволяет находить выходы из ситуаций, кажущихся тупиковыми. В результате человек не фиксируется на том, что вызывает у него фрустрацию, а воспринимает проблемные задачки как вызов. А решение задачи, инсайт всегда сопровождается позитивными эмоциями. На тренинге креативные разминки можно использовать и для развития навыков творческого мышления и для создания позитивного фона.



Алфавит

В подгруппах участники готовят флипчарты со всеми буквами алфавита. Затем в течение ограниченного времени (обычно 1-3 минуты) участники кладут предметы, названия которых начинаются на эти буквы. Выигрыш определяется по двум критериям – количество заполненных букв (1 балл за букву) и нестандартность решений (1 дополнительный балл за решение). Например, фломастер, используемый как фломастер (буква ф), либо маркер (буква м) – решение стандартное. Использование его для иллюстрации буквы ц - цилиндр – можно засчитать как оригинальное решение.



Веревка

Участникам предлагается взять в руки веревку и, не перехватывая, сделать на веревке узел. Заготовок на веревке быть не должно. Решение обычно ищется с трудом, возникает выраженный этап фрустрации. Поэтому, когда оно находится (заготовок нельзя делать именно на веревке, поэтому решение в том, что узел заготавливается на руках – они перекрещиваются и после, взяв в руки веревку, остается лишь распрямить руки и на веревке образуется узел), облегчение и радость достаточно сильны. Важно, что закрепляется ощущение «выхода из тупика».



Анаграммы

Нужно составить слово из букв. Например, растес (сестра); инмак (камин); ловломогако (головоломка).



3. Прием «Суд»

Объектом «суда» может быть любая проблема. Важно, что ее рассматривают и адвокат и прокурор и судья. В задачу группы «адвокат» входит найти все позитивные факторы, группа «прокурор» собирает негативные аспекты, а группа «судья» взвешивает все «за» и «против» и выносит решение. Интересным приемом может быть перемена ролей. Когда участники ищут позитив в том, в чем только что искали негатив ( и наоборот), у них создается объемное видение ситуации вместо бинарного «хорошо-плохо».



Практический. Как позитивно действовать и воздействовать на других



Если человек настроен позитивно, думает позитивно, то он и действует позитивно. Однако, стоит дополнительно обратить внимание на главные каналы воздействия, развить и скорректировать приемы позитивного влияния.



1. Позитивная речь.

Это и речь самого тренера, и приемы, которым можно обучить участников.



Позитивные слова

Представьте, что собеседник обращается к вам следующим образом: Вариант А. Вам придется поторопиться с заказом. Тяжеловато будет успеть в срок, но вы должны постараться, чтобы не навлечь на всех неприятности. Вариант Б. Давайте обсудим, что нужно сделать, чтобы успеть с заказом в срок. Какой вариант вам лично больше нравится, вызывает позитивные ощущения? Предполагаю, что Б. Потому что призывы к совместному действию (давайте) и фиксация на достижении (успеть) запускают в человеке позитивную «программу». Такое же действие оказывает упоминание позитивных ощущений, пользы. Если Вы решили использовать позитивную, «экологичную» речь, также используйте объединяющие слова-связки (и, да, вместе с тем, именно поэтому). Что же вариант А? Что в этой формулировке практически неизбежно вызывает напряжение? «придется», «должны» - такие слова давят, мысль о долженствовании заставляет либо подчиниться, либо сопротивляться. И то и другое сопровождается не слишком приятными ощущениями. В этой фразе также есть явно негативные слова – «тяжеловато», «неприятности». Кроме перечисленных, негативная речь бывает наполнена разъединяющими словами-связками (нет, но), которые создают ощущение спора, конфликта. Все в целом провоцирует сопротивление собеседника, негативные эмоции. А человек, использующий такую «неэкологичную» речь зачастую не понимает, что сам создает вокруг себя негативную атмосферу.



Позитивный парафраз

Парафраз позволяет не только самому говорить позитивно, но и держать в позитивном русле речь собеседника, всю беседу. Формулируется он следующим образом:
Часть 1. Парафраз начинается с вводных слов, показывающих, что это высказывание собеседника (Вы говорите, что...; Если я Вас правильно понял...; То есть Вы хотите сказать, что...; То есть, Значит, .. ...)
Часть 2. содержание позитивного парафраза – это повторение (отзеркаливание) и фиксация позитивного подтекста в словах собеседника.
Часть 3. после высказывания необходимо сделать паузу, чтобы дать собеседнику возможность подтвердить, что Вы его поняли правильно или возразить.

Пример: Слова собеседника: «Все это себя не оправдывает» (в этих словах есть очевидный негатив, поэтому попытка сразу привести аргументы в защиту своего предложения приведет к спору, аргументы не будут ни восприняты, ни даже услышаны). Позитивный парафраз: «То есть, Вам, для того, чтобы решиться, нужна уверенность в результате?» Почти стопроцентная вероятность того, что собеседник согласится. Теперь он услышит ваши аргументы. Если они сильны, предложение, скорее всего, будет принято. А, если и нет, сама атмосфера обсуждения будет конструктивной, а не конфликтной.



2. Паравербальные (интонация, тембр и др.) и невербальные (поза, жесты, мимика) способы позитивного влияния

Насупленные брови, недобрая ухмылка, зажатые плечи, глухой голос, слова, выдавливаемые сквозь зубы. Обычно возникает желание держаться подальше от субъекта с таким внешним видом – это наше подсознание дает сигнал опасности. И к нему стоит прислушаться – такие люди действительно опасны. Все эти внешние проявления не только показывают внутренний негатив, переполняющий такого человека, но и негативно влияют на окружающих.

Какие внешние проявления влияют позитивно: Искренняя и теплая улыбка лучшее «орудие» позитивного влияния. Открытый взгляд, расправленный плечи, свободные движения создают атмосферу искренности. Голос «идущий от души» наполнен и глубок. Живые приподнятые интонации создают энергию.

Итак, мы с вами рассмотрели способы развития позитивности в ходе различных тренингов – как специально направленных (тренинги по позитивному мышлению, например), так и тематически далеких от любых личных качеств. Буду рада, если идеи этой статьи будут полезны как тренерам, так и всем желающим повлиять на позитивность – свою и окружающих.



А напоследок еще одна история про позитивного лягушонка.



Однажды он упал в глубокую яму. Конечно, он тут же начал карабкаться наверх – ведь он был позитивный лягушонок. Его друзья стояли у края ямы. Сверху им было хорошо видно, как глубока яма, как гладки ее отвесные стены и как безнадежны усилия их друга. «Перестань! - кричали они ему, - не трать силы! у тебя все равно ничего не получится!». Но лягушонок продолжал карабкаться. Он падал, поднимался и начинал вновь. «Ты все равно погибнешь! – плакали друзья, - не надо так себя мучить!». Они махали ему, пытались докричаться, а он все не оставлял своих попыток. Наконец, он смог продвинуться чуть вверх, нащупал уступ, схватился за случайную травинку и – выпрыгнул! Он тут же бросился к изумленным наблюдателям. «Друзья! – закричал он, – спасибо вам! Я видел, как вы старались мне помочь! Я не мог услышать ваших советов – слова уносил ветер, но ваша поддержка спасла меня. Без нее, без вашей веры в меня, я никогда бы не смог спастись!»



Источник: http://www.hrm.ru
Просмотров: 193 | Добавил: gladkiy70 | Рейтинг: 0.0/0
Реклама
«  Февраль 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28
Реклама
Реклама
Плитка фасадная
Вакансии
Copyright MyCorp © 2017