Мелкие производители кирпича и керамзита оказались под давлением Кодекса о недрах. Их приравнивают к крупным горнодобывающим предприятиям, заставляя платить в госбюджет суммы, которые они еле выручают за полгода работы. И то, если тем удается функционировать хотя бы по шесть, а не по два месяца в году. С просьбой о законе Федерация работодателей горняков Украины планирует в очередной раз подать в правительство предложение о внесении изменений в законодательство, регулирующее их деятельность, ведь прежние обращения были практически полностью проигнорированы. Наибольшие надежды на это обращение возлагают мелкие предприятия, которые все заработанные деньги должны отдавать чиновникам за разрешения на работу. Прежде всего, речь идет производителях кирпича, керамзитобетона, цемента. Большинство из них – небольшие заводы, работающие от 2 до 6 месяцев в году. В разряд горнодобывающих они попадают только за счет того, что имеют в своем составе карьеры – глиняные, песчаные, щебневые, известняковые, гранитные. Впрочем, эти полезные ископаемые являются нерудными, и относятся к первому классу радиационной безопасности, следовательно, требуют намного меньше внимания со стороны контролирующих органов, чем, к примеру, ГОКи. Кроме того, эти карьеры небольшие сами по себе, поэтому на них физически невозможно производить масштабную добычу пород.
Тем не менее, по действующему законодательству они приравниваются к крупным горнодобывающим предприятиям, например, титановым ГОКам или угольным шахтам. И платить за свои разрешения на разработку месторождений они должны в таком же масштабе. Например, как рассказал исполнительный директор Винницкой областной организации работодателей горняков (ООРГ) Владимир Власюк, сейчас плата Госслужбе геологии и недр Украины (Госгеонедр) для малого и среднего предприятия составляет 120-180 тыс. грн. в год.
Скидки отменяются
Руководитель Житомирской ОРГ «Гранит» Михаил Беркович добавляет, что еще около 150 тыс. грн. стоит экспертиза в Госгеонедр. При этом он объясняет, что сэкономить на ней можно. Если проводить разведку месторождения за свой счет, то, согласно Налогового кодекса, к стоимости ее проведения применяется понижающий коэффициент 0,7 (т.е. скидка в 30%). Но в Госгеонедр препятствуют этому. Госорган дал разъяснение, что каждое горнодобывающее предприятие должно пройти экспертизу именно у них, после чего получить справку о проведении экспертизы. Соответственно, и скидка не применяется.
Кроме того, как добавляет М.Беркович, предприятия, которые добывают полезные ископаемые, относящиеся к первому классу радиационной безопасности (например, глину), не обязаны проводить ежегодный мониторинг пород в карьере, ограничиваясь ежегодным радиологическим контролем сырья и изделий из него. Но на практике пока получается иначе.
В целом же М.Беркович называет Кодекс о недрах написанным не для предприятий горнодобывающей отрасли, а «для геологов» (Госгеонедр), и оказывающим слишком сильное финансовое давление на компании, особенно небольшие. Не удивительно, что, по данным главы набсовета Ассоциации производителей строительных материалов Ивана Салия, за последние лет 5-6 плата за добычу 1 куб.м глины или гипса выросла в 10-20 раз.
www.ugmk.info |