Для многих производителей стройматериалов прошлый год стал одним из самых провальных. Сокращался спрос на их продукцию, соответственно этому сокращались объемы производства. Участники рынка приспосабливались к вынужденным изменениям как могли: кто-то в погоне за живыми деньгами удешевлял производство, кто-то снижал стоимость себе в убыток, только бы удержать клиента, а кто-то, затянув ремни, реализовывал инвестиционные программы, чтобы после окончания кризиса предложить рынку конкурентоспособный продукт.
Текущая ситуация
Согласно экономической теории, строительство является многоуровневым производственно-экономическим процессом, при котором используется практически все, что производит строительная отрасль, начиная от цемента и металлической арматуры, заканчивая сложнейшими строительными машинами. Но самое главное, что производится в результате этого процесса – это деньги. Поэтому так больно ударил по отрасли финансовый кризис. Ведь он, получается, лишил строителей главного инструмента – возможности получать стартовые строительные кредиты. В результате за два года кризиса на строительном рынке осталось не более 20% игроков. Потребительский спрос сократился на три четверти, что повлекло за собой и сокращение количества новых предложений. Города Украины пестрят остовами недостроенных объектов. Сотни объектов брошены на разных стадиях готовности, и многие из них уже не будут реанимированы, так как их рыночная стоимость на старте не соответствует сегодняшней.
Многие эксперты указывают на то, что строительная отрасль инерционна. То есть, любые технологические, финансовые и даже политические изменения оказывают серьезное влияние на строительный рынок. Но независимо от внешних изменений основным условием его роста является повышение спроса на недвижимость. Нет спроса – нет роста. Регрессия наблюдается во всех сегментах строительного рынка: от рынка недвижимости до рынка стройматериалов. Ряд украинских заводов, изготавливающих стройматериалы, были вынуждены останавливать производство. А в минувшем году, по словам операторов рынка стройматериалов, им пришлось бороться не только с кризисом, отсутствием платежеспособного спроса и ростом цен на энергоносители, но и с наплывом фальсификата. Причем последнюю проблему усугубило государство, ослабив контроль над качеством реализуемой в стране строительной продукции.
Однако стоит отметить, что в прошлом году не во всех сегментах рынка строительных материалов наблюдалась регрессия. Согласно данным операторов, к началу 2011 года с 15% ростом пришел рынок извести и 10% рост продемонстрировал рынок напольных покрытий. Некоторая стагнация наблюдалась на рынке кирпича. При этом спрос на этот вид строительной продукции по сравнению с 2009 годом практически не изменился, хотя стоимость на кирпич возросла в пределах инфляции 2010 года. Тяжелым испытанием прошедший год оказался для производителей цемента. По данным Госкомстата, объемы производства цемента по Украине в 2010 году сократились на 0,4%.
Тренды посткризисного периода
В числе тенденций рынка стройматериалов, особо ярко проявившихся за годы кризиса, выделить стоит сокращение импорта, увеличение экспорта готовой продукции и максимальное сокращение расходов.
По данным операторов строительного рынка, на сегодняшний день застройщики используют до 90% низкотехнологических материалов и до 50% высокотехнологичных строительных материалов украинского производства. В числе основных отечественных материалов, которые используются украинскими строительными компаниями, относятся кирпич, бетон, песок, арматура, гравий, профлист и т.д. Иными словами – стройматериалы, доставка которых из-за рубежа экономически нецелесообразна. Эксперты отмечают, что открывшиеся в нашей стране представительства иностранных производителей стройматериалов предлагают украинскому рынку качественный и недорогой продукт. Поэтому так возросла в последнее время доля высокотехнологичных строительных материалов украинского производства. Импортные материалы чаще всего используют при строительстве элитных объектов.
Сокращение спроса на внутреннем рынке побудило отечественных производителей налаживать сбыт своей продукции за рубежом. Многим украинским компаниям в прошлом году удалось подписать договора о поставках в Россию, Беларусь, Казахстан, Грузию, Польшу, Грецию. Примечательно, что за два последних года существенно изменился характер экспорта: меньше вывозят сырья, больше вывозят готовой продукции.
Что касается сокращения расходов, то здесь можно сказать, что 2010 год для большинства украинских компаний прошел под девизом: «Экономия, экономия и еще раз экономия». Экономить пытались на всем. Кто-то пересмотрел ассортимент выпускаемой продукции в сторону увеличения числа предложений эконом-класса. Кто-то отказался от рекламных компаний, участия в выставках и сократил штат. Но, к сожалению, появились и такие производители, которые начали выпускать откровенный брак, экономя на качественных компонентах.
Хотелось бы отметить еще одну тенденцию, которая проявилась на рынке стройматериалов в прошлом году. В силу того, что здесь основным покупателем стал частник, который предпочитает приобретать небольшие объемы по низкой цене, на рынке появилась такая услуга, как продажа остатков.
Нет денег – нет роста
Весь прошлый год рынок стройматериалов, как и рынок строительства в целом, работал рывками. Всплески активности на рынке сменялись периодами затишья. В числе основных причин подобного режима работы эксперты выделяют отсутствие средств на реализацию существующих проектов. Участники рынка сетуют на недоступность кредитов и недостаток инвестиций, утверждая, что бум вернется, когда в отрасль вернутся инвестиции. Стоит отметить, что такое утверждение имеет основание – российский строительный рынок ожил, как только увеличились инвестиции в отрасль.
Каковы инвестиционные перспективы украинской строительной отрасли? На сегодняшний момент, к сожалению, эти перспективы не утешительные. Хотя, по словам руководителя информационного департамента Австрийского контрольного банка Анжель Айкгофф в интервью Deutsche Welle, большинство европейских инвесторов планируют расширять свою деятельность в Украине. «По показателю планов экспансии Украина в рейтинге делового климата находится на третьем месте – вслед за Польшей и Россией. Инвесторы верят в Украину. Они готовы к экспансии», – отметила госпожа Айкгофф.
Сегодняшнее отсутствие инвестиций европейский эксперт объясняет тем, что инвесторы ожидают воплощения реформ, обещанных новым правительством Украины. «Речь идет об облегчении налогового бремени и о борьбе с коррупцией. Инвесторы хотят, наконец, почувствовать правовую защищенность. Янукович должен воплотить в действия тот кредит доверия, который он получил», – объясняет в интервью Анжель Айкгофф.
Прогнозы развития
О прогнозах дальнейшего развития рынка стройматериалов эксперты говорят неохотно, отделываясь общими фразами. По их мнению, на сегодняшний день предпосылок для роста нет. Выдернуть рынок из состояния спячки мог бы запуск новых проектов капитального строительства. Но число новых строек в Украине настолько незначительное, что говорить о росте в ближайшем будущем не приходится. Была надежда на запуск проектов в рамках программы строительства доступного жилья. В декабре Премьер-министр заявлял, что на реализацию программы «Доступное жилье» в 2011 году будет выделено 4 млрд гривен, в январе эта сумма сократилась до 340 млн, а к марту уже составила 150 млн гривен. Так что о каком росте может идти речь? По всем показателям нам предстоит еще один год борьбы за выживание, где каждый сам за себя.
bprice.com.ua |