Начало нового строительного сезона традиционно сопровождается оптимистическими прогнозами, надеждами на рост объемов производства и продаж, увеличением количества звонков от реальных и потенциальных клиентов. Рынок устал от двухлетнего спада, и сегодня его операторы с нетерпением ждут всплеска потребительской активности.
Пока потребитель «спал» В период кризиса производство строительного кирпича оказалось в числе самых тяжело пострадавших сегментов строительной отрасли. И восстановление кирпичного рынка идет очень медленно. Основными видами кирпича, выпускаемого в Украине, являются керамический и силикатный. На долю других видов кирпича – облицовочного, огнеупорного, кислотоупорного – приходится значительно меньший объем, причем с течением времени этот сегмент склонен сокращаться еще сильнее. А вот сегмент керамического кирпича демонстрирует расширение: если в 2005 году на долю керамического кирпича приходилось 40%, то в 2009-2010 годах – уже 54%. Наблюдаемые изменения позволяют предположить, что керамический кирпич пользуется более высоким спросом благодаря своим более высоким техническим характеристикам, в то время как силикатный кирпич вытесняется своими близкими конкурентами, материалами на цементной и силикатной основе – газобетоном и газосиликатом. Стоит отметить, что в связи с кризисом на украинском рынке проявилась общеевропейская тенденция отказа от кирпича в частном строительстве. Сегодня многие частные застройщики предпочитают обычному строительному кирпичу поризованные керамические или газобетонные блоки.
Кто кого В структуре украинского производства кирпича преобладает керамический строительный кирпич (то есть полученный путем обжига в печи глин и их смесей). За последние три года в общем объеме производства кирпича доля керамического составляет примерно 42%, тогда как на силикатный и шлаковый приходится 35%. Еще 23% удерживают другие виды этой строительной продукции. Среди других тенденций, которые проявились в 2010 и продолжатся в 2011 году, эксперты выделяют усиление фактора географической близости производителя к потребителю стройматериалов, и кирпича – в первую очередь. Как объясняет директор департамента маркетинга компании «СБК» Сергей Панченко, из-за возросшей стоимости доставки увеличился спрос на товар, который производится внутри какого-то конкретного региона. И раньше кирпичные заводы строились именно с таким расчетом: покрывать определенную территорию своей продукцией. По словам эксперта, максимальный радиус, при котором доставка кирпича остается экономически оправданной, составляет 300 км. Таким образом, сейчас заводы, к чьей продукции за время кризиса уменьшился интерес, получили реальный шанс восстановить или увеличить ее производство. Но как бы мы ни старались найти в Киеве или в Киевской области базу производства рядового строительного кирпича (М-100 или М-160), чтобы взять комментарий относительно рыночной ситуации, сделать нам этого не удалось. Поэтому киевляне или жители Киевской области вынуждены заказывать этот вид кирпича в других регионах. Рядовой кирпич со столичного рынка стройматериалов вытеснили производители керамических и газобетонных блоков.
Тенденции кирпичного рынка Об основной тенденции – замещении силиката керамикой – мы уже упомянули. Но изменения, произошедшие на кирпичном рынке за последние годы, этим не ограничиваются. В числе основных трендов эксперты рынка выделяют его фрагментацию: зачастую отдельные регионы представляют собой отдельный рынок – с устоявшимися предпочтениями, производителями и потребителями. Также в последний год отмечается тенденция уменьшения количества производителей. Финансовый кризис и стагнация строительной отрасли очень поспособствовали этому процессу. Последние два года практически все производители вынуждены были работать в условиях минимальной рентабельности, с трудом покрывая расходы на производство. Так что вполне объяснимой является тренд на повышение стоимости продукции. В 2010 году многие производители старались не увеличивать стоимость своей продукции, но с учетом роста цен на энергоносители, сырье и транспортировку, вопрос о подорожании уже не стоит. Он, можно сказать, уже решен.
Прогнозы развития рынка
Кирпич был, есть и будет востребованным строительным материалом. Однако темпы его производства после первых шагов восстановления от кризисного падения будут более медленными. Во-первых, потому что в стране производится большой объем кирпича, и такой большой объем прирастать стремительными темпами не может по определению. Во-вторых, частично кирпич все-таки будет вытесняться газобетонными блоками, особенно это касается сегмента силикатного кирпича. Эксперты ожидают, что в ближайшие несколько лет кирпичный рынок будет развиваться более низкими темпами. Это в лучшем случае, а в худшем – объемы производства будут снижаться. Однако падения рынка не произойдет, так как снижение объемов в целом по стране может быть сглажено поддержкой строительной отрасли в отдельных регионах.
bprice.ua |