Предыдущая зима, которая оказалась весьма холодной и продолжительной, сделала вновь актуальной народную мудрость: «Готовь сани летом». Многие, стоит отдать им должное, еще летом побеспокоились об утеплении своих домов. Те же, кто в жаркие летние дни не задумывался о грядущих морозах, вдохнув осенней прохлады, начал спешно готовить свои жилища к предстоящему зимнему периоду.
Можно предположить, что в связи с этим сегодня на рынке особым спросом будут пользоваться теплоизоляционные материалы, отопительное оборудование, водонагреватели и продукция трубной промышленности. А так ли это на самом деле? По состоянию на 2008 год потенциальный объем строительных работ связанных с проведением мероприятий по утеплению жилищного фонда достигал 100 млрд гривен, так как по данным Госкомстата того периода жилищный фонд Украины составлял 1066,6 млн кв. м (или 19 255 тыс. квартир и домов). Казалось бы, вот они реальные перспективы дальнейшего успешного развития тех компаний, чей бизнес, так или иначе, связан с вопросом утепления. Но поскольку последствия экономического кризиса еще не преодолены, и восстановление экономики будет длительным, в ближайшие год-два эксперты не ждут от рынка резкого скачка спроса.
Реальность и перспективы рынка теплоизоляционных материалов Согласно данным Агентства Индустриального Маркетинга, по результатам первых семи месяцев 2010 года общий объем рынка строительных теплоизоляционных материалов составил 2 726,8 тыс. куб. м, что на 25% больше чем за аналогичный период в 2009 году. По итогам работы семи месяцев 2010 года доля каменной ваты в общей структуре рынка составила 26%, стекловаты – 34%, плит из полистирола – 35% и экструдированного пенополистирола – 5%. При этом на графике «Изменение структуры рынка теплоизоляционных материалов» четко просматривается изменение потребительского спроса в сторону более доступного по цене материала – полистирольных плит. При отсутствии заказов со стороны компаний, занимающихся строительством многоэтажного жилья и зданий коммерческого назначения, где потребление теплоизоляционных материалов традиционно было наибольшим, основным клиентом у компаний-производителей теплоизоляционной продукции стал частник. А так как индивидуальное строительство в нашей стране не настолько развито, чтобы в полной мере компенсировать производителям утраченные от стагнации жилищного строительства объемы реализации, на рынке теплоизоляционных материалов в последние полтора года идет активная борьба за клиента на фоне реструктуризации рынка. Такое положение дел в значительной мере усилило конкурентную борьбу – даже те компании, которые изначально не рассматривали частного застройщика в качестве своего потенциального потребителя, начали активно расширять свой ассортимент продукцией для этого сегмента, выводя на рынок новые продукты для скатных кровель, фасадов и межкомнатных перегородок. Стоит отметить, что увеличение предложений для частного застройщика – это не единственный инструмент конкурентной борьбы. В силу того, что из-за тяжелого финансового положения украинский потребитель действительно стал более чувствителен к цене, некоторые недобросовестные производители предложили украинскому рынку продукты со сниженными теплотехническими характеристиками, но по более низкой цене. По мнению экспертов, это было сделано в надежде на то, что малоопытный частный потребитель, не понимающий в чем преимущество качественного утеплителя, будет активно покупать более дешевый продукт, за счет чего сами производители смогут сохранить свои позиции на рынке. Относительно перспектив эксперты очень сдержаны сегодня в своих прогнозах. Если в начале этого года они с воодушевлением пророчили во втором полугодии возрождение многоэтажного строительства и рост объемов реализации теплоизоляционных материалов, то сейчас, когда их надежды не оправдались, они стараются воздерживаться от каких-либо предположений. По факту резкого скачка потребительского спроса в целом на рынке не произошло. В связи с этим пессимистично настроенные компании максимально сокращают объемы производства и свои расходы. А оптимистично настроенные компании наоборот – более активно начали заниматься популяризацией своей продукции. Для многих сегодня их деятельность напоминает нелепое барахтанье лягушки в молоке, но если вспомнить, чем закончилась эта история, станет очевидным, кто, в конце концов, выйдет победителем.
Народные приметы и большинство прогнозов предупреждают, что зима будет суровой. Однако в сети недавно появилась информация о том, что по спецзаказу Кабмина украинский Гидрометцентр составил оптимистический прогноз, утверждающий, что зима будет теплой. Согласно этому прогнозу в декабре ожидается минус 1-4ºС, в январе – минус 3-6ºС, в феврале – минус 2-5ºС. И достижение рекордных минусовых показателей (в той же сети были сообщения, что Украину ожидают морозы до минус 50-55 ºС) синоптики считают маловероятным. Хотя в том же сообщении замначальника Гидрометцентра Анатолий Прокопенко признается, что более-менее точный научно обоснованный прогноз сегодня можно составить лишь на ближайшие 15 суток. Так что какой предстоящая зима будет на самом деле, мы узнаем, только пережив ее. В любом случае, как рекомендуют многие психологи, нужно, надеясь на лучшее, готовится к худшему.